Freitag, 7. August 2020

АЗЕРБАЙДЖАН (Православные святыни вселенной)

АЗЕРБАЙДЖАН, он же - АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА. Светское, унитарное, президентское государство в восточной части Закавказья на побережье Каспийского моря.



Территория - 86,6 тыс. кв. км.
Столица - Баку.
Население - 10 млн. человек (2019).
Государственный язык - азербайджанский.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА:

К середине II века до Рождества Христова на территории Азербайджана сложилось единое Албанское царство (Албания Кавказская). в 313 году албанский народ во главе с царём Урнайром принял крещение от руки святого Григория Просветителя, и христианство стало государственной религией Кавказской Албании.

Находясь в теснейшей канонической связи с Армянской церковью, Албанская церковь выступила против Халкидонского собора. На Вагаршапатском (491 год) и Двинском (527 год) соборах Армянской апостольской церкви, осудивших одновременно Халкидонский собор, Нестория и Евтихия и утвердивших армянское исповедание, присутствовали также албанцы. Халкидониты объявили армян и их союзников (кавказских албанцев и грузин) монофизитами, те же расценили Халкидонский собор как возврат к несторианству.

Когда в 590 году византийский император Маврикий, захватив значительную часть Армении, учредил альтернативный халкидонитский армянский католикосат в Аване, Армянская апостольская церковь оказалась в тяжелейшем положении. По этой причине Албанская церковь объявила о своей автокефалии, и албанский первоиерарх, объявленный католикосом, стал посвящаться на месте. Таким образом, первым католикосом Албанской церкви стал Абас (551—595). В 704—705 гг., после неудачной попытки албанского католикоса Нерсеса Бакура перейти в халкидонитство, церковь Албании потеряла автокефалию и вошла в состав армянской, Албанская церковь превратилась в автономный католикосат Армянской церкви. В 1815 году Албанский католикосат Армянской апостольской церкви был преобразован в митрополию и впоследствии разделён на две епархии. В ходе развития Карабахского конфликта и отделения его от Азербайджана, ситуация с положением Армянской апостольской церкви в Азербайджане значительно ухудшилось и численность её прихожан существенно сократилась.

Небольшая часть местных христиан, в основном в приграничных с Грузией сёлах, причисляют себя к прихожанам Грузинской Православной Церкви.

Присоединение Азербайджана к Российской Империи в XIX веке привело к проникновению в страну русского православия, укрепившегося в основном в среде русских военных и чиновников.

СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ:

В настоящее время, согласно действующей Конституции, Азербайджан является светским государством. В стране религия отделена от государства и представлена совокупностью различных религиозных течений и конфессий, распространённых среди этнических групп, населяющих страну и проживающих по всей территории Азербайджана.

Большинство населения Азербайджана исповедует шиитский ислам. 93,4% населения страны - мусульмане, из них 70% - шииты. Православных - 2,5%, приверженцев Армянской апостольской церкви - 2,3%. Духовное управление мусульман Закавказья, учреждённое И. В. Сталиным в 1943 году, объединяет мусульман Азербайджана и всего Закавказского региона. Резиденция управления находится в Баку. После обретения Азербайджаном независимости данная структура была переименована в Управление Мусульман Кавказа. В Азербайджане функционируют три еврейские общины. Католичество в Азербайджане стало распространяться в начале XIV века, благодаря усилиям многочисленных миссий францисканцев, доминиканцев и кармелитов. В мае 1909 года был заложен фундамент первой католической церкви в Баку - Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Наконец, в стране существует 25 поместных общин, входящих в Союз евангельских христиан-баптистов Азербайджана.

ПРАВОСЛАВИЕ:

В 1815 году в Баку появился первый русская православная церковь, позднее были построены церкви в Гяндже и Шемахе. В 1905 году образована Бакинская епархия Русской православной церкви. В советское время власти репрессировали священнослужителей Бакинской епархии, но уже в 1944 году были открыты два храма.

После распада СССР доля православных сократилась с 5% до 2,5%. В 1998 году была образована Бакинско-Прикаспийская епархия РПЦ. 28 декабря 1998 года епископом Бакинским и Прикаспийским определено было быть клирику Ставропольской епархии, благочинному православных приходов Азербайджана архимандриту Александру (Ищеину). 14 января 1999 года он был хиротонисан во епископа.

22 марта 2011 года решением Священного Синода епархия была переименована в Бакинско-Азербайджанскую.

Ныне в стране действует шесть христианских православных церквей. Из них пять относятся к РПЦ: три находятся в Баку, по одному в Гяндже (церковь благоверного князя Александра Невского) и Хачмасе (Церковь Святителя Николая Чудотворца). Кроме того, действует молитвенный дом в честь преподобного Серафима Саровского в городе Сумгаит.

Кафедральной соборной церковью РПЦ является церковь Святых Жен-мироносиц в Баку. В Баку православные молятся ещё в двух церквах: Рождества Пресвятой Богородицы и Михаило-Архангельской. На территории посольства России действует часовня в честь святого благоверного Александра Невского.

Церковная жизнь русской епархии налажена хорошо. Существует православная библиотека, воскресная школа для детей, катехизаторская школа, благотворительная столовая. В церкви Святых Жен-мироносиц хранится ковчежец с частицей мощей апостола Варфоломея.

Ещё одна церковь относится к юрисдикции Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) - церковь святого Георгия в селе Гах одноименного района, где компактно проживают грузины-ингилойцы (около 7500 человек). В этом же районе существует ещё одна церковь ГРЦ. также именованная в честь великомученика Георгия, но её положение является юридически неурегулированным и спорным между Азербайджаном и Грузией, что выливается время от времени в межгосударственные конфликты. Это Курхумская церковь, являющаяся памятником архитектуры Азербайджана.

СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ АЗЕРБАЙДЖАНА:

По церковному преданию, Южный Кавказ посетили с проповедью пять святых апостолов: три из числа двенадцати - Андрей, Матфей, Иуда Фаддей и один от семидесяти - Фаддей. Первыми благовестниками служили святой апостол Варфоломей (Нафанаил) и ученик апостола Фаддея - Елисей, которого местное предание именует апостолом Албании Кавказской.

В городе Альбан, который отождествляется ныне с Баку, у подножия Девичьей башни на территории старого города между 68-71 годов произошла казнь (распятие на кресте вниз головой) апостола Варфоломея. Но он и с креста не переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе. Тогда с апостола содрали кожу и отсекли главу. Его тело верующие христиане сняли с креста и погребли в оловянной раке. В конце Х века часть его мощей была перенесены в церковь Святого Варфоломея на острове Тиберино в Риме, где и находятся поныне.

ДРУГАЯ, ПОЛЕЗНАЯ ДЛЯ ПАЛОМНИКОВ, ИНФОРМАЦИЯ:

* Бакинская епархия.
* Апостол Варфоломей.
* Ученик: апостол Варфоломей.
* Баку. День празднования апостола Варфоломея. Видеофильм.
* Православие в Азербайджане. Видеофильм.
* Православный Азербайджан. Видеофильм.
* Христианская культура кавказской Албании.
* Азербайджанцы принимают православие.
* Православие в Азербайджане.
* Бакинско-Азербайджанская епархия. Официальный сайт.
* Азербайджан "отжал" у Грузии православный монастырь в пограничной зоне.
* Православная энциклопедия: Азербайджан.



Портал ПАЛОМНИК

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen