Побывать в наши дни в Грузии – совсем не сложно. Проще всего пересечь границу в районе Владикавказа. В получасе езды от столицы Осетии находится пограничный контрольно-пропускной пункт. Как известно, дипломатические отношения между Российской Федерацией и Грузией были прерваны в 2008 году после вооруженного конфликта в Южной Осетии. Пересекать границу могли только жители приграничных районов. В начале нынешнего года Грузия в одностороннем порядке отменила визовый режим и открыла границу для всех российских граждан.
Этим уже воспользовались многие желающие путешествовать – и обычные туристы, и паломники. В их числе оказалась и наша небольшая паломническая группа, состоявшая из трёх человек: протоиерея Вячеслава Брегеды из Сергиева Посада, иеромонаха Феофилакта из Троице-Сергиевой Лавры и автора этих строк.
Вечером 16 августа наш автомобиль пересёк границу, и мы по Военно-Грузинской дороге направились в сторону посёлка Казбеги. Кстати сказать, осмотр багажа и прочих вещей осуществляли лишь российские пограничники. На грузинской стороне проверяли только паспорта. Видимо, здешние пограничники полностью «доверяли» российским коллегам.
Побывать в Первом уделе Божией Матери – заветная мечта многих верующих.
Как повествует Священное предание, когда апостолы бросали жребий, в каких странах кому проповедовать, Богородице выпала Иверия. Однако, по промыслу Божию, грузинская земля в полной мере была просвещена светом Христовой веры лишь три века спустя с приходом равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. В то же время в Краткой истории грузинской Церкви митрополита Анании (Джапаридзе) повествуется, что первые христианские общины появились в Иверии уже в первом веке. Автор ссылается на сборник грузинских летописей (Картлис Цховреба), созданный в VIII–IX веках, где сообщается о проповеднической миссии апостола Андрея Первозванного и ещё шести апостолов в странах, составляющих нынешнюю Грузию. Но лишь в IV веке вера Христова утвердилось здесь на государственном уровне: грузинский царский дом объявил христианство господствующей религией, и народ был массово крещён. Первым христианским правителем Грузии стал царь Мириан, который был сыном персидского шаха Шапура I. В это время персы занимали господствующее положение на Кавказе.
Теперь вернусь к нашему паломничеству. В Казбеги (современное название Стефанцминда – святой Стефан) мы прибыли поздно вечером и сразу начали искать дорогу к здешнему монастырю во имя Святой Троицы, который находится на довольно плоской вершине горы на высоте 2170 м над уровнем моря, у подножия Казбека. На окраине небольшой деревни Гергети мы остановили проезжавший мимо нас джип и начали расспрашивать водителя, как нам туда добраться. Мужчина лет сорока с библейским именем Давид не только помог нам разобраться в ситуации, но и довёз на своём транспорте до монастыря. Оказалось, что на нашей легковушке с низкой посадкой по здешней горной дороге далеко не уедешь. Поэтому, по предложению Давида, мы оставили свою машину у его родственников в деревне и, пересев в джип, направились в монастырь. По ухабистой, совершенно необустроенной дороге ехали минут 20–25 и буквально в кромешной тьме заехали почти на самую вершину горы.
Лишь утром нам удалось по-настоящему рассмотреть здания монастыря и красоту здешних ландшафтов. Обитель построена в XIV веке и имеет единственный храм во имя Святой Троицы (Цминда Самебо), который является одним из красивейших в Грузии. Во время нашествия персов (1795 год) здесь укрывали крест святой Нины. С северной стороны величественно возносится к небу местный великан пятитысячник Казбек. Особенно впечатляюще на фоне серо-голубоватых гор выделяется его заснеженная полукруглая вершина.
В монастыре нас приняли очень радушно: по-здешнему монастырскому уставу, как и полагается добрым восточным хозяевам, сразу предложили трапезу и ночлег. Наместник монастыря – игумен Василий, молодой монах 28 лет. Он только год руководит обителью. Специального богословского образования не имеет. До принятия монашества окончил политехнический институт.
Надо сказать, что в Грузии есть и духовные училища, и семинарии. Однако в других монастырях и храмах мы встречали священнослужителей без специального богословского образования. Видимо, реальные потребности в кадрах превышают возможности духовных учреждений.
Всего в обители трое монахов и несколько человек послушников. Некоторые из них приезжают лишь на время поста, чтобы помолиться и потрудиться во славу Божию. Постепенно со многими из них мы познакомились. Однако те, кто помоложе, особенно родившиеся в эпоху перестройки, русского языка, к сожалению, уже не знают. Большая «политика» внесла в жизнь грузин свои коррективы.
Мы сразу обратили внимание, что в Казбеги очень много иностранцев. Сюда приезжают буквально со всего мира. Казбек как магнит притягивает и обычных туристов, и, конечно, альпинистов. Всё это материально поддерживает и городок, и местное население, которое в основном ориентировано на оказание различных услуг приезжим. Другой работы здесь нет.
При подъёме на Казбек, на высоте 4100 м находится так называемая Бетлемская или Вифлеемская пещера – один из самых высокогорных христианских храмов. Вход в пещеру высечен в отвесной скале на высоте 350–400 метров от основания.
Житие известного старца священника Иосифа, жившего в этих местах в XVIII веке и причисленного к лику святых (Иосиф Мухевский) повествует, что именно он совершил первое восхождение на Казбек и нашел тайник, в котором хранилась величайшая святыня – шатер Авраама, стоящий без столбов и верёвок. Отделив часть шатра, святой Иосиф привёз эту святыню в дар царю Ираклию II. Во время его царствования в 1783 году был подписан Георгиевский трактат, предусматривающий переход Грузии под протекторат России.
Образ шатра Авраама воплощён в маленькой церкви, которая стоит на специальных железных тросах высоко в горах. Алюминиевую конструкцию, изготовленную по благословению Католикоса – Патриарха всея Грузии, Святейшего Илии II на авиационном заводе, подняли на вертолёте и укрепили на сыпучих камнях склона. Храм вмещает не более 20 человек, освящён во имя Святой Троицы, Божественная литургия совершается монахами Гергетского монастыря.
В праздник Преображения Господня в монастыре проводится ночная служба: всенощная совмещается с литургией. Грузинское церковное пение очень специфично: не похоже ни на греческое, ни на славянское. Богослужение началось в 23.00 и продолжалось примерно до пяти часов утра.
Каждое паломничество – это прожитая маленькая жизнь со всеми её радостями, неурядицами, противоречиями. Общаясь с насельниками монастыря, мы пытались понять, как живёт нынешняя Грузия, какие здесь проблемы, радости, печали. С советских времён у многих из нас сформировался образ грузина как некоего важного типа с усами и большим горбатым носом, который всегда при деньгах и ездит на «Волге». В прошлом году исполнилось 20 лет независимости грузинского государства, и, конечно, от советских времен мало уже что осталось – и в прямом, и в переносном смыслах. В дни нашего пребывания образ «советского грузина» растворился в нашем сознании окончательно и бесповоротно. Примерно половина населения республики – это безработные. Каждый выживает, как может.
Безусловно, есть в Грузии и преуспевающие бизнесмены, переводя на российский сленг, «новые грузины», которые ездят на богатых иномарках и имеют шикарные апартаменты. Но, как нам показалось, типичное здешнее настроение выразил водитель «Нивы», который увозил нас из Гергетского монастыря. Когда зашёл разговор о жизни, он прямо не ответил, а задал священникам только один вопрос: «Отцы, скажите, когда это всё кончится?..»
Посетив многие святыни, в том числе монастырь равноапостольной Нины в Бодбе, мы открыли для себя новую православную Грузию, и поняли: какие бы разделения и конфликты между нашими странами ни происходили, нас объединяет гораздо большее – единая вера, то есть братство по духу, которое выше любого другого родства.
Автор: Владимир Панков
Источник информации: Первый удел Божией Матери
ВАЖНЫЕ И ИНТЕРЕСНЫЕ НОВОСТИ ДЛЯ ПАЛОМНИКОВ:
БЕЛОРУССИЯ ВСТРЕТИЛА АФОНСКУЮ СВЯТЫНЮ:
Икона Божией Матери "Млекопитательница" доставлена со Святой Горы Афон в приход иконы "Всех скорбящих Радость"
Игумен Сербского монастыря Хиландар на Святой Горе Афон архимандрит Мефодий в сопровождении епископа Борисовского Вениамина, викария Минской епархии и братьев монастыря, доставил в Минск в дар Центру духовного просвещения и социального служения «Всех скорбящих Радость» точную копию иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница».
(далее...).
ДА НЕУЖЕЛИ? ВЕРИТСЯ С ТРУДОМ:
Во Франции началась духовная реконкиста
...Около десятка девок с обнаженным торсом, с телами, расписанными матерщиной в адрес Церкви и в головных уборах католических монахинь, встали на пути марша протеста. Эксгибиционистки начали выкрикивать лозунги вроде "Мы верим в геев" (In gay we trust по аналогии с In God we trust, "мы верим в бога"), и засыпали демонстрантов белым порошком. Однако французы отреагировали на провокаторш быстро и жестко. Посягнувших на их святыни извращенок они начали избивать. Визжащие от ужаса "активистки" (http://7freiheit.livejournal.com/638669.html) бросились под защиту полицейских. Мы помним, насколько деликатно с ними обходятся на Украине и в России, но эта безнаказанность побуждает их к новым "выступлениям". Однако можно не сомневаться, что больше эти похабные девки не станут вставать на пути французских верующих. Демонстрации в поддержку семьи и семейных ценностей организовала консервативная католическая организация Civitas, одной из целей которой заявлена "рехристианизация Франции".
(более...).
БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА РАДУЕТСЯ ПРАВОСЛАВНЫМ В КИНЕШМЕ:
В кинешемский Храм Вознесения Господня прибудет ковчег с мощами Блаженной Матроны
В течение всего дня и ночи храм будет открыт для доступа прихожан. А 21 ноября ковчег отбудет в храм блаженной Матроны, который находится в поселке Станко. Прийти и поклониться святыне местные жители смогут до позднего вечера.
(источник инфо...).
ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ В АДЫГЕЕ:
Мощи святого Дмитрия Солунского из Палестины привезут в Адыгею
В Республику Адыгея из Палестины 24 ноября прибудут редкие православные святыни. Поклонится мощам великомученика Дмитрия Солунского и иконе святого Вонифатия можно будет в Свято-Сергиевском храме поселка Яблоновский.
(более...).
В СЫЗРАНЬ ПРИБЫЛ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ:
В Сызрани вновь засияет «Свет веры православной»
Главными святынями выставки станет икона Серафима Саровского, частицы мощей и ковчег со Святынями земли Дивеевской, у которых каждый день в 11 часов будут проходить молебны.
(более...).
АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПОСЕТИТ ТВЕРЬ:
С 12 по 16 декабря в Твери пройдет выставка «Радость Слова»
Основная тема предстоящей выставки - «1000-летие христианизации Тверской земли». А главной святыней выставки станет ковчег с мощами святого апостола Андрея Первозванного, который будет находиться в соборе Вознесения Господня города Твери.
(более...).
НОВО-ИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ:
Утверждены зоны охраны ансамбля Ново-Иерусалимского монастыря
"Окончательно подтверждены зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения - ансамбля Ново-Иерусалимского монастыря XVIII-XIX веков в городском поселении Истра", - сообщил министр культуры Московской области Антон Губанков...
(далее...).
ИОАНН ШАНХАЙСКИЙ ШЕСТВУЕТ ПО РОССИИ:
В Россию принесен ковчег с частицей мощей святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и архиепископа Сан-Францисского и Западно-Американского Кирилла 16 ноября 2012 года в Россию из кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Сан-Франциско (США) принесен ковчег с частицей мощей святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.
(далее...).
Над рассылкой работала редакция курьера "Покров" при Постоянном Представительстве РПЦ МП в Германии, Дюссельдорф, ноябрь 2012.
Назад, на главную страницу портала "Паломник"
Назад, на главную страницу сайта "Православное паломничество
Назад, в блог "Православное паломничество"
Keine Kommentare:
Kommentar veröffentlichen