Вновь Браувайлер. Но сегодня всё по иному. Входные двери бывшего монастыря открыты настежь, заходи, гуляй по уникальной и великолепной христианской достопримечательности.
История создания монастыря столь уникальна и интересна, что паломник даже начал искать художественный фильм, посвящённый этому событию, но пока его никто не создал, а жаль. Ведь это история о редком семейном счастье графа Эццо и царевны Матильды. Матильда, будучи дочерью царицы Феофано, должна была уйти в монастырь Эссена, поскольку не было найдено достойного её звания жениха. И уж, конечно, какой-то графчик был совсем не парой. Но чего не сотворит Любовь. Одним словом, душещипательная история монастыря для настоящих экскурсоводов. Но здесь речь о паломничестве. Поэтому я прерываю дальнейшее повествование о любви «не пары» и тутовом дереве....
Погуляв по внутреннему монастырскому дворику, отправляюсь в дальний путь. Впереди 17 километров, только что прошедший ливень омыл и вычистил все дорожки, воздух свеж и в нём разливаются невероятные запахи цветов.
Первые несколько километры просты: поля и перелески, тёплое солнышко. Большое село, судя по названию — царское — Кёнигсдорф. На входе сразу несколько поклонных крестов и поклонная часовенка с образом Христа распятого. Дальше старые здания и море роскошных цветов. Одним словом идти легко и приятно. Благодаря предыдущему опыту блуждания вблизи одного из перекрёстков этого села, сразу же нахожу нужную улицу, которая выводит странника к паломнической стеле Пути Иакова. Как уже стало обычным, производится фотографирование стелы с иконой Богородицы и иерусалимским крестом. Немного в сторону и вход в церковь святого мученика Севастиана. Дверь церкви открыта, но только в притвор, впрочем этого достаточно, поскольку солнечные лучи заливают церквь и всё внутреннее Богослужебное пространство просматривается отчётливо. Здесь же в притворе маленький столик, на котором в свободном доступе паломнический штемпель Пути Иакова с мягкой штемпельной подушечкой. Ставлю печать на обратную сторону иконы.
После небольшой молитвы продолжаю маршрут. Путь знаком, так что вскоре вхожу в заповедный лес. Старая растресканая бетонка уводит паломника вверх по склону возвышенности. Это так называемая возвышенная гряда Филле, разделяющая речные долины Рейна и Эрфта. Она практически вся является лесной заповедной территорией западнее Кёльне и частью его «лёгких».
Очень интересная территория в смысле геологии и тектоники. С одной стороны Филле является частью огромного буроугольного района Западной Европы, а, с другой стороны, это живая современная тектоническая зона, в которой приборами прослушиваются довольно частые землетрясения. Я этого не почувствовал, но… Представьте себе, что под вами происходит движение европейского континента. Он встречает на своём пути сопротивление и по двум мощным системам разломов внутри земной коры, местность начинает скользить: одна часть погружается вместе с долиной Рейна и Кёльном (в геологии такие погружающиеся по разломам территории называются грабенами). Одновременно с ними погружается долина Эрфта (другой, условно эрфтский грабен). А между ними зажатая давлением местность (Филле) поднимается (скользит вверх по разломам, это в геологии называется горстом). Если бы это было обычное место без разломов, то образовались бы просто складки геологических пластов, но здесь крупные разломы и очень живые. Поэтому Филле скользит вверх, соседний город Керпен на Эрфте, к которому идёт паломник, скользит вниз. В самих разломах (с западной и восточной сторон Филле) время от времени накапливаются напряжения, которые разрешаются землетрясениями. Причём иногда они бывают довольно сильными и ощущаемыми людьми. В своё время геологами Кёльна была создана даже сейсмическая станция в пригороде Кёльна Бенсберге. Её основал знаменитый местный геолог Мартин Шварцбах, кстати, большой друг русских геологов, поэтому в геологической научной библиотеке Кёльна много книг на русском языке. Впрочем, я отвлёкся и увлёкся, будучи физико-географом…
Итак, ноги паломника постепенно возносят его на «перевал» Филле, а потом начинается спуск в долину Ерфта и где-то незаметно проходится тот самый живой разлом земной коры. После туннеля под железнодорожной веткой рядом начинается бесконечный шум автобана, в конце концов паломник переходит через него по мосту и оказывается… в бывшем карьере по добыче открытым способом бурого угля.
Здесь успешно проведена рекультивация и неведящему ни о чём пешеходу в голову никогда не придёт мысль, что он идет по засыпанному дну грандиозного карьера, площадью многие квадратные километры. Это с одной стороны. С другой стороны неоднократно встречаются стенды с названиями и старыми фотографиями тех населённых пунктов, которые стояли здесь до начала вскрышных работ после второй мировой войны. Сёла просто снесли вместе с достопримечательностями и церквами, а людей насильственно переселили. До сих пор на местах современных карьеров идут протестные митинги…
А вокруг паломника красивая местность с обширными полям овса, ячменя, пшеницы, свеклы. И ни одного здания или сарая, что очень нехарактерно для сверхзаселённого Северного Рейна-Вестфалии. А как тут жить, ведь нарушена гидрогеология и нет нужных для жизни подземных вод, как и наземных. А вот животные и растительные сообщества здесь появились и не обману, если скажу что передо мной дорогу перешла грациозная лань. Людей-то почти никого, только случайные туристы и паломники. Для этих красивых существ устроено несколько небольших искусственных водоёмов, на одном из которых паломник наблюдал пару великолепных белых лебедей с их маленькими серенькими детками.
Вскоре впереди появляется самый настоящий курган, насыпанный для заключительной Литургии, которую на этом бескрайнем поле 21 августа 2005 года проводил папа Римский Бенедикт XVI. Католическая молодёжь со всего мира собрались на этом уже сжатом поле 20 августа, всего было около миллиона человек из 188 стран. Трудно поверить, что приехали и прилетели сюда вместе с папой ещё 800 кардиналов и епископов. Полмиллиона человек провели ночь на поле, а утром их приветствовало высшее католической духовенство… Спрашивается, почему именно здесь, вдали от Кёльна было устроено такое необычное мероприятие. Объясняется это тем, что до карьерных работ на этом месте стоял монастырь, который также был разрушен ради бурого угля и электроэнергии. И только теперь люди стали понимать, что нужно хранить не только природу, но и историю христианской Европы. Но последнее является для молодых европейцев дискуссионной темой и , кажется, им сейчас Бог не нужен. Ошибаюсь?...
Паломник взбирается на курган к огромному поклонному Кресту, видимому за километры и внимательно осматривается выложенную под ним металлическую звезду в честь святых волхвов, приходивших к Христу на поклон и чью мощи покоятся ныне в дубово-золотом саркофаге знаменитого Кёльнского собора. Ага, вот надпись «Россия», значит была в те дни группа молодёжи из России. Есть и другая надпись Ukrajina, но прочему на латыни? Ведь все остальные cоседние надписи на тех языках, на которых говорят их представители, даже арабская вязь. Странная эта УкраIна, однако… Паломник прикладывает к надписи икону «Аз есмь с вами и никто же на вы». Это слова части праздничного кондака Вознесения Господня. Моя маленькая копия чудотворной иконы Богородицы, написанной в России по просьбе святого праведного Иоанна Кронштадтского монахинями Леушинского монастыря, а потом, через годы, одному Господу известными путями, через руки святого старца Серафима Вырицкого оказавшуюся в монастыре села Даневка Черниговской области на Украине, а сегодня своей копией и здесь, на просторах Западной Европы, на Пути апостола Иакова Зеведеева… Паломник, вздыхая, молится за умиротворение на Украине и за укрепление в украинском народе святой православной веры. Кстати, копия больших размеров этой иконы была подарена и хранится в алтаре Русской Православной Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Дюссельдорфе.
Паломник продолжает маршрут и через несколько километров покидает «Поле девы Марии» (Marienfeld) , переходит по пешеходному мостику через речку Эрфт и входит в город Керпен, конечный пункт маршрута. Здесь, у христианского кладбища установлены памятные знаки холокосту и приютилась маленькая почитаемая в местном народе часовенка святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.
Здесь и завершается очередной участок Пути Иакова. Кстати, именно от этой часовенки веками начинался паломнический путь к главе святой Анны, которая под усиленной защитой хранится в церкви города Дюрена, куда и пойдёт паломник следующим этапом, протяжённостью 20 км. Так что этот будет двойной паломнический путь: святого апостола Иакова и святой Анны.
Алексей Потупин, чтец.
ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО
Keine Kommentare:
Kommentar veröffentlichen